..:На главную:..

..:Ребенок :..
..:Вернисаж :..
..: КАКТУС :..
..: Родители :..

..: Домашний очаг :..
..: Мы :..

 
Сайт создан
при поддержке


 
а также...
 

Как любить Машу и Мишу.

Со времён Адама и Евы известно, что женщина и мужчина устроены по-разному. Уж если Матушка Природа задумала разделить нас всех на Сыновей и Дочек, не считаться с её мнением, по меньшей мере, не разумно. Несмотря на это, так часто мы слышим раздражённые восклицания родителей: .

- Мишка! Опять подрался?! Когда же это кончится?!
- Маша! Уже час болтаешь по телефону! Ты бы так усердно Физику учила!

Если Миша ответит родителям, что ЭТО никогда не кончится, а Маша пояснит, что в данный момент разговор по телефону ей важнее Физики, многие из нас сочтут это за дерзость. Но ведь дети правы! Сердиться на них, причин нет. Во-первых, подобный стиль поведения заложен самой природой, во-вторых, сами взрослые подсказали им именно такой эталон поведения.

Современной наукой установлено, что мужчины лучше разбираются в точных науках, а женщины - в языковых направлениях, связано это с тем, что мужчины и женщины по-разному используют правое и левое полушария головного мозга. Не одинаково мозг мужчины и женщины реагирует на эмоции: область мозга, отвечающая за быструю физическую реакцию, доминирует у мужчин, а за быструю вербальную (словесную) реакцию – у женщин. Так что сердиться на Машу, что с Физикой у неё не всё в порядке, означает сердиться на саму Матушку Природу. И разговор с подружкой ей действительно был важен, ведь у родителей как всегда нет времени выслушать все её проблемы, да, и поймут ли тоже неизвестно. А передать весь поток накопившихся чувств и переживаний меньше, чем за час, с её, девичьей, точки зрения, невозможно. Уж мама по-женски могла бы понять. Мишка, напротив, не считает нужным долго объяснять Валерке, что друзей не предают. Пару раз «вдарил» - коротко и понятно. Всё по-мужски: один на один. Если бы отец разобрался сначала, прежде чем ворчать, он бы одобрил.

Педагоги, тоже нередко рассуждают странно, может двойка у них была по психологии в институте? Какую запись можно чаще всего встретить в дневнике? «Вертелся на уроке». «Бегал на перемене!» В журнале, в один ряд с оценками за знания по предмету могут поставить двойку за поведение. Средняя школа, как правило, даёт ребёнку установку на послушность, на то, чтобы он во время урока позволял разговаривать и шевелиться исключительно по команде учителя, чтобы не мешал. А мальчики совсем другие: более шумные, подвижные, активные, чем "идеальный ученик". Помните рассказ О'Генри "Вождь краснокожих"? Вот нормальный, здоровый мальчишка: шалун, жизнерадостный, счастливый. Кто такие послушные, незаметные дети? – Вероятнее всего, неуверенные в себе, дети с какими-то комплексами. Мальчишка, у которого потребность в разрядке больше, чем у девочек, на уроке вертится. На него прикрикивают, он нервничает и от этого еще хуже усваивает материал. Он с нетерпением ждёт звонка, чтобы с гиканьем попрыгать по коридору, побороться, повозиться с товарищами и таким образом освободиться от накопившихся негативных эмоций, но о, ужас: на перемене, оказывается, тоже нужно ходить по струнке. Ему пишут замечание в дневник. Потом родителям сообщают, что они неправильно воспитывают ребенка и вообще он умственно недоразвит. Самое обидное, что родители вместо того, чтобы постараться понять собственного ребёнка, защитить и помочь ему, устраивают ему дома взбучку. Мальчика заставляют больше заниматься. Он еще меньше отдыхает. Вот вам и порочный круг, когда безграмотность взрослых порождает отвращение к школе и детский невроз. Обратите внимание, чаще всего - в 90% случаев! - школьный невроз наблюдается у мальчиков.


В начале своей педагогической практики я преподавала в начальных классах (Ш.И.). Был среди первоклашек Алёша, который, как мне казалось, приходил в класс поиграть как раз в упомянутого выше «вождя краснокожих». Разумеется, на палочки, крючочки, букварь времени не оставалось не только у него, но, благодаря ему, и у других одноклассников. Тогда мы условились, что, если он быстро и хорошо выполняет моё задание, то он во время урока может несколько минут повозиться, подвигаться за партами в конце класса, но так, чтобы не мешать другим. Одноклассникам это не мешало, а Алёше достаточно было всего одной четверти, чтобы привыкнуть работать за партой целый урок.

По мере взросления мальчиков и девочек у них меняются способности к овладению теми или иными навыками и знаниями. Морфологическое созревание головного мозга, особенно его левого полушария, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Это является причиной того, что в раннем возрасте девочки в запоминании чисел и решении логических задач, в выполнении вербальных заданий доминируют над мальчиками, а после периода полового созревания картина меняется. Так что, если Маша была круглой отличницей в начальной и средней школе, а после 13 лет «съехала» на четвёрки и тройки, долговязый Гошка из соседнего двора в этом не виноват. Это природа. Ничего не попишешь. Зато родителям Мишки, нужно просто пережить, мудро перетерпеть его грязные тетрадки, записи в дневнике, двойки и бесшабашные выходки. Мишкин звёздный час наступит немного позже.

Итак, природные данные во многом определяют поведение детей, но не малую роль в формировании того или иного стиля поведения играют родители и общество в целом.


С раннего детства закладываются в детях эталоны настоящего мужчины и женщины и потребность следовать этим эталонам. Активность, решительность, резкость, азартность, увлечённость, бесшабашность, удаль и сила – это традиционно мужские черты. Женщине свойственны нежность, грациозность, мягкость, уступчивость, ранимость, способность сопереживать другим, терпимость, нерешительность. Помочь Мишке вырасти настоящим мужчиной, а Маше стать настоящей женщиной для современных родителей задача не из лёгких. Да, время сейчас другое, представления о мужественности и женственности особые. Но разве это означает, что наши дети, чтобы выжить в этом сложном мире должны стать жестокими, агрессивными, бесчувственными?!

Просто новое время учит родителей быть более грамотными, мудрыми. Что важно, что необходимо современным сыновьям и дочкам? Как растению нужны земля, солнце и вода, прежде всего, детям необходима любовь родителей. Ни правильное, грамотное воспитание, а именно любовь. Родительская любовь проявляется через заботу и доверие. Забота – это активная разновидность любви, это готовность всегда прийти на помощь ребёнку, деятельное стремление к его благополучию, искреннее желание понять его, сострадание к его боли. Доверие – это готовность позволить ребёнку жить собственной жизнью, учиться на собственных ошибках, вера в то, что ребёнок всегда сделает лучшее, на что способен в данный момент. Доверять – это значит мотивировать ребёнка действовать, научить его предвидеть последствия своих действий и нести ответственность за них. Для каждого ребёнка, несомненно, нужно и то и другое. Родителям важно только научиться определять, в чём больше нуждается их малыш в данный момент, учитывая его возраст, темперамент и пол. Специалисты в области возрастной психологии утверждают, что до девятилетнего возраста всем детям требуется много заботы и несколько меньше доверия. После девяти лет дети начинают естественным образом отдаляться от родителей и становятся более независимыми.

Родителям важно помнить, что всё должно быть в меру. Уже в раннем дошкольном возрасте дети получают удовольствие оттого, что им доверяют действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, они обретают уверенность в себе и с удовольствием овладевают всё новыми и новыми навыками. Странно смотреть, когда после занятий в центре «Яблочко» четырёх и шестилетних детей одевают и обувают родители. Те же родители считают, что, если дети их знакомых в 3 или 4 года умеют читать, считать, причем как на русском, так и на английском языках, то их Маша и Миша просто обязаны, причем в самые короткие сроки, овладеть всеми этими навыками. Поставив перед малышами слишком высокие планки, мамы и папы не скрывают своего разочарования, если ребёнок самостоятельно не справился с заданием, которое изначально было ему не по силам. Не боритесь с природой, но и не надейтесь на то, что всё само собой придёт.

Если ребёнок к трём годам не умеет самостоятельно кушать, а в 5 лет самостоятельно завязывать шнурки и застёгивать пуговицы – это, как правило, следствие излишней опеки с вашей стороны. Выбирая золотую середину между заботой и доверием, прислушайтесь к собственному ребёнку. Малыш обязательно подскажет, в чём он нуждается в данный момент. Не вмешивайтесь, если он не просит о помощи – он уверен, что справиться сам. Помогайте, если он в вас нуждается. Здесь также важно учитывать особенности мальчиков и девочек. Если девочке дают слишком много свободы, её может показаться, что её отталкивают, не любят. Мальчик же просто расцветает, если ему доверяют действовать самостоятельно. С учётом этих особенностей, любовь по отношению к сыновьям должна содержать больше доверия. Тогда из мальчишек вырастают мужчины, способные быть самостоятельными и решительными. Любовь к дочкам должна содержать больше заботы. Тогда из девочек вырастают женщины, способные быть любящими и заботливыми жёнами и мамами.

Самая лучшая книга, трогательный кинофильм не научат наших детей быть женщиной и мужчиной. Это приобретается только в опыте повседневных отношений. Семейные взаимоотношения между матерью и отцом являются эталоном для подражания. Став взрослыми, дети будут создавать семейный очаг, искать пути разрешения конфликтных ситуаций, вспоминая родителей. Дети непременно разберутся кто в доме истинный хозяин. Папа, который часто об этом напоминает, особенно громко и настойчиво по праздникам, или мама, которая успевает управляться с домашним хозяйством и работать на двух работах, потому что у папы «сложный период», и его необходимо поддержать. Где, кроме родительского дома мальчишка научится заботиться о жене, о матери. А. Шварцнейгер этому ни в одном фильме не учит, в школе такого предмета нет, компьютерной программы тоже нет. Не стоит удивляться, если девушки, выросшие в неполной семье, не могут создать свою семью. В их представлении женщина должна быть сильной, независимой, самостоятельной. Зачем ей муж, тем более, инфантильный, нерешительный, требующий защиты и помощи. Где вырос такой муж, который привык к второстепенной роли? Такие дети способны к сопереживанию, чужую боль ощущают как свою. Именно они приносят домой бездомных котят, собачек, больных птичек, трогательно заботятся о них. У меланхоликов ярко выражены творческое воображение, художественные способности, как правило, у них высокий уровень интеллекта. Это самые уживчивые и неконфликтные дети.

На консультации у психолога пожилая женщина, мать юноши, недоумевает: «Сын всегда был послушным, его хвалили в школе, им восхищались соседи. У нас прекрасная семья. Мы одинаково любили его и дочь, заботились о них. Сын хорошо учился, занимался спортом. Хорошее образование для мальчишки очень важно, да и здоровье мужчине, будущему главе семьи просто необходимо. Я работала на даче, старалась оберегать сына от тяжёлой работы. Муж, забыв о своем здоровье, непокладая рук трудился, надеясь, что сын последует его примеру. Сын вырос, и его как будто подменили! Он совершает массу невероятных поступков, за которые приходится расплачиваться нам родителям! Откуда в нём появилось столько эгоизма, безразличия к близким?! Когда мы дождёмся от него ответной заботы и внимания?!» Что ответить встревоженной женщине: «Вероятно никогда». Этот молодой человек привык принимать заботу, опеку. Родители сами решили, каким ему быть, и он послушно исполнял придуманную ими роль. Знакомые многим благие намерения родителей: мы всё делаем для того, чтобы сын вырос умным, добрым, порядочным.

В результате, как пишет Джон Грей, автор бестселлера «Мужчины с Марса, женщины с Венеры»: « Мы часто даём своим детям то, что нужно бы было нам, но не нужно им». В воспитании этого юноши отсутствовала мотивация к самостоятельной деятельности, ему неведомо, что значит принимать решения и отвечать за них, он привык к роли слабого, ведомого. Совершив необдуманный поступок, он требует к себе сострадания, огромного внимания и любви. Вернуть всё это другим - он не умеет.

Дети от природы очень способные ученики, многое зависит от того насколько мы с вами, родители, способные учителя. Может быть, ваша дочка играет в пистолеты и машинки, растёт спортивной и решительной, а сын нежным, заботливым, аккуратным и хозяйственным. Пусть у вас хватит мудрости принять и любить их такими, какие они есть.

Машенька, познавшая в детстве, что такое настоящая родительская забота, нежность и любовь, обязательно сохранит эти чувства для своей семьи. Миша, который рос в обстановке доверия и любви, вырастет мужчиной, способным принимать самостоятельные, разумные решения, отвечать за свои поступки, проявит необходимую заботу о нас, родителях (когда-нибудь мы в этом будем нуждаться). Став взрослой, Маша подарит своим детям любовь и обязательно сохранит домашний очаг. Михаил построит дом, вырастит сына и посадит дерево. Сюжет этой Сказки под названием Жизнь придумала сама Матушка Природа. Наша задача помочь нашим сыновьям и дочкам наилучшим образом использовать всё то, что природа дала им при рождении, обрести силу и уверенность, чтобы воплотить мечты в реальность.

                                          Шестерикова Ирина Николаевна – психолог,
Смирнова Светлана Викторовна – руководитель Центра обучения и развития «Яблочко».

В начало статьи

Мы переехали!
Много интересной информации на новом сайте "Яблочко" здесь...



Hosted by uCoz