На главную

Ребенок
Образование
и развитие

Здоровье
Игры

Вернисаж
КАКТУС
Родители
Домашний очаг
Мы
 
Сайт создан
при поддержке


 
а также...
 
ТРЕНИРУЕМ ЧУВСТВА.

Мир, в который попадает после рождения малыш, огромный, многоликий. В окружающем мире много непонятного, а неизвестность, как правило, пугает. Поможем ребёнку испытать радость познания этого мира, научим его понимать и лучше ориентироваться в происходящем вокруг.
Информация о внешнем мире поступает в наш мозг через органы чувств. Значит, тренируя чувства, мы даём пищу мозгу, которая помогает ему расти и развиваться.

Как правило, дети – кинестетики, у них особенно остро развито чувство осязания.

Орган осязания – кожа. Ещё не родившись, ребёнок сообщает нам на телесном уровне комфортно ему или нет. Тёплый – холодный, мягкий – жесткий, гладкий – шершавый, мокрый – сухой… Разницу этих ощущений хорошо понимает любой кроха с первых дней жизни и, как умеет, рассказывает нам о своих открытиях. Вот так незаметно уже началась тренировка чувства осязания, а вместе с этим развивается память, приобретается навык различать разное и одинаковое, формируются понятия удобно – неудобно, нравится – не нравится. Малыш подрос. Играем дальше:

    • разложи по парам кусочки ткани (мех, кожа, шерсть, шёлк и т.д.);
    • “отгадай пальчиками” что лежит в волшебном мешочке:

- пуговица, шишка, машинка …;

- куб, шар, цилиндр, конус …;

    • опиши, какой предмет у тебя в мешочке, а я отгадаю что это;

    • отгадай, какая буква (цифра, фигура):

- пальчиками определяем буквы из бархатной, наждачной бумаги и т.п.;

- пишем пальцем на спине у ребёнка букву, он отгадывает;

    • показываем 3-4 предмета из разных материалов или разной формы (размера),

ребёнок закрывает глаза, убираем один предмет. “ Отгадай пальчиками” чего не стало.

Во время всех игр глаза у ребёнка закрыты.

Указанные игры развивают память, внимание, логическое мышление, способствуют развитию речи, знакомят с формой, размером, помогают “запомнить кожей” буквы, цифры, геометрические фигуры. Такие игры “включают в работу” пальчики – это первый этап подготовки руки к письму.

Как это не кажется странным на первый взгляд, иногда полезно позволить пальчикам малыша запомнить опасность. Устраните опасность для здоровья и жизни, но не мешайте, если малыш неудержимо рвётся изучить горячий чайник, включенный утюг, острый нож, крутую горку. Ребёнку мало услышать: “Нельзя! Это опасно!” Ему важно самому почувствовать, почему нельзя. Запретный плод всегда сладок. Опасно, если он попробует его в ваше отсутствие.

В начало статьи

Большую часть информации мы получаем путём зрительного восприятия. Научим детей различать и свободно ориентироваться в многообразии цвета, форм, видеть окружающий мир в движении, в развитии, научим ориентироваться в пространстве. Игры, тренирующие зрительное восприятие полезны с самого рождения: они развивают наблюдательность, внимание, память, увеличивают словарный запас.

Крохам, ещё не владеющим речью, полезно “наговаривать”. Гуляя на улице, рассматривая игрушки, книжки, выбирая одежду, чаще называйте цвета, формы, размеры.

Всё это – тренировка для освоения математики, начальные этапы развития логического мышления. С ростом малыша растёт запас любимых игр:

    • “Цветной поезд”: вагоны – разноцветные прямоугольники, пассажиры разноцветные геометрические фигуры, игрушки, картинки.

- Посади пассажиров в вагон, подходящий по цвету.

    • “Геометрический город”: дома – крупные геометрические фигуры одного цвета, жители – мелкие геометрические фигуры или карточки с картинками, напоминающими по форме разные геометрические фигуры: телевизор – квадрат, дыня – овал, мяч – круг и т.п.

- Посели всех в дома, подходящие по форме.

    • “Собираем разрезные картинки”: от 2 до 6 частей, по образцу и без образца;
    • “Искатель кладов” - используем предметы разной формы, цвета, размера:

- Иди по узкой дороге до большого кубика, поверни направо, иди до зелёного

круга, ищи клад в самой высокой коробке.

Старшим детям интересно найти сначала план, а уже по чертежу искать клад.

Дети с удовольствием сами дают инструкции взрослым, играйте вместе –

это развивает речь детей, наблюдательность, мышление.

    • “Чего не стало?”, “Что изменилось?” - игра на развитие зрительного внимания,

памяти: перед ребёнком раскладывают 3-6 вариантов картинок, букв, цифр,

геометрических фигур и т.п., когда малыш закрывает глаза, одну – прячут, либо

меняют местами.

Для развития зрительного восприятия очень полезны занятия живописью: через цветовое восприятие, через рисунок малыш учится выражать свои эмоции, помогает нам взрослым увидеть мир его глазами, а значит понять его. Всем известно, что цвет помогает корректировать эмоции, вызывает совершенно определённые ассоциации. Обязательно учитывайте это при выборе игрушек, одежды, интерьера.

В начало статьи

Окружающий мир богат многообразием звуков. Именно с помощью звука малыш известил нас о своём рождении. Тренировкой слухового восприятия также уместно заниматься с самого рождения. Первый звуковой инструмент, который чаще слышит новорожденный – это голос мамы. Более того, специалисты медики давно убедили нас в том, что ребёнок реагирует на звуки, ещё не появившись на свет. Следите за интонацией, разумно регулируйте громкость своего голоса. Слушайте вместе с детьми приятную музыку, читайте книги вслух. Предоставьте ребёнку возможность познакомиться не только со звуками города, но и со звуками живой природы. Приятные звуки помогают снять усталость, состояние депрессии, стресса. Дети не меньше взрослых подвержены этим неприятным подаркам современной жизни.

Игры на развитие слухового восприятия развивают внимание, память, слух, способствуют развитию речи, являются важным этапом в овладении навыка чтения и грамотного письма.

  • “Найди звук”: перед ребёнком лист бумаги, погремушка, коробочка с горохом (вариантов множество). Пока у ребёнка закрыты глаза, взрослый издаёт звук одним предметом, ребёнок открывает глаза и повторяет этот звук самостоятельно. Старшие дети легко повторяют несколько звуков подряд в заданной последовательности.
  • “Угадай мелодию”: напеваем мелодию известной песенки, ребёнок – отгадывает

(можно воспользоваться магнитофоном с короткими записями музыкальных отрывков)

  • “Рисуем музыку”. Слушаем отрывки музыкальных произведений и с помощью красок и кисти изображаем, как она выглядит: или только цветом, или конкретными образами.
  • “Поймай звук”. Взрослый называет ряд звуков, когда ребёнок слышит заданный звук, хлопает в ладоши. Аналогично можно ловить заданный звук в слогах и звуках.

Чувства обоняния также имеет значение для малыша с самого рождения. Для детей, обладающих хорошим обонянием, запахи являются полезным информационным носителем: блинчики, котлетки, жареный картофель, малиновый кисель сами, без голоса мамы, позовут на кухню. Еловый запах подскажет, что папа уже купил ёлку. Мандариновый запах позовёт под ёлку – пора поискать там подарки. О том, что любимая крёстная пришла в гости, подскажет тонкий аромат её духов в прихожей. Обязательно нужно познакомить малыша с опасными запахами: уксус, ацетон, природный газ и т.п. Ребёнок должен знать, что подобные запахи – сигнал об опасности для его здоровья и жизни.

Игры, развивающие чувство обоняния, способствуют развитию памяти, внимания, воображения.

  • В непрозрачных коробочках лежат зёрна кофе, кусочек апельсина, лимона, лист мяты, лавровый лист. Отгадываем что лежит в коробочке.
  • В маленьких флакончиках налиты различные виды духов, шампуней и т.п. Берём краски и кисточки и рисуем запахи: можно подбирать только цвета, либо рисовать конкретные композиции, пейзажи, натюрморты и т.п.

Некоторые запахи вызывают аллергические реакции, учитывайте это при подборе игр.

Вкусовые ощущения мы тренируем каждые день. Играть, зная различные вкусы, не менее интересно и полезно.

  • “Фруктовый винегрет”. На зубочистки наколоты маленькие кусочки разнообразных фруктов. Ребёнок с закрытыми глазами пробует фрукты и отгадывает как они называются. Аналогично играют с овощами.
  • “Магазин”. Мама – продавец называет, какие фрукты есть у неё в магазине. Чтобы купить их, ребёнок должен описать: вкус, цвет, форму, что из этого фрукта можно приготовить, не называя его. Мама даёт ребёнку (глаза у него закрыты) попробовать кусочек фрукта, который он описал, он сообщает, правильно ли она его поняла. (Обычно детям нравится, если продавец иногда ошибается). Аналогично играют с любыми продуктами.

Такие игры развивают память, внимание, речь.

Тренируя чувства ребёнка, мы помогаем ему полнее и острее воспринимать окружающий мир, развиваем интерес к познанию. Зная особенности восприятия нашим ребёнком цвета, звуков, запахов, вкусовые пристрастия, мы всегда сможем создать для него комфортную, приятную обстановку, в нужный момент поможем настроиться на деловой лад, справиться с негативными эмоциями.

В начало статьи