ТРЕНИРУЕМ ЧУВСТВА.
Мир, в который попадает после рождения малыш, огромный, многоликий. В окружающем мире много непонятного, а неизвестность, как правило, пугает. Поможем ребёнку испытать радость познания этого мира, научим его понимать и лучше ориентироваться в происходящем вокруг. |
|
Как правило, дети – кинестетики, у них особенно остро развито чувство осязания. Орган осязания – кожа. Ещё не родившись, ребёнок сообщает нам на телесном уровне комфортно ему или нет. Тёплый – холодный, мягкий – жесткий, гладкий – шершавый, мокрый – сухой… Разницу этих ощущений хорошо понимает любой кроха с первых дней жизни и, как умеет, рассказывает нам о своих открытиях. Вот так незаметно уже началась тренировка чувства осязания, а вместе с этим развивается память, приобретается навык различать разное и одинаковое, формируются понятия удобно – неудобно, нравится – не нравится. Малыш подрос. Играем дальше:
- пуговица, шишка, машинка …; - куб, шар, цилиндр, конус …;
- пальчиками определяем буквы из бархатной, наждачной бумаги и т.п.; - пишем пальцем на спине у ребёнка букву, он отгадывает;
ребёнок закрывает глаза, убираем один предмет. “ Отгадай пальчиками” чего не стало. Во время всех игр глаза у ребёнка закрыты. Указанные игры развивают память, внимание, логическое мышление, способствуют развитию речи, знакомят с формой, размером, помогают “запомнить кожей” буквы, цифры, геометрические фигуры. Такие игры “включают в работу” пальчики – это первый этап подготовки руки к письму. Как это не кажется странным на первый взгляд, иногда полезно позволить пальчикам малыша запомнить опасность. Устраните опасность для здоровья и жизни, но не мешайте, если малыш неудержимо рвётся изучить горячий чайник, включенный утюг, острый нож, крутую горку. Ребёнку мало услышать: “Нельзя! Это опасно!” Ему важно самому почувствовать, почему нельзя. Запретный плод всегда сладок. Опасно, если он попробует его в ваше отсутствие. Большую часть информации мы получаем путём зрительного восприятия. Научим детей различать и свободно ориентироваться в многообразии цвета, форм, видеть окружающий мир в движении, в развитии, научим ориентироваться в пространстве. Игры, тренирующие зрительное восприятие полезны с самого рождения: они развивают наблюдательность, внимание, память, увеличивают словарный запас. Крохам, ещё не владеющим речью, полезно “наговаривать”. Гуляя на улице, рассматривая игрушки, книжки, выбирая одежду, чаще называйте цвета, формы, размеры. Всё это – тренировка для освоения математики, начальные этапы развития логического мышления. С ростом малыша растёт запас любимых игр:
- Посади пассажиров в вагон, подходящий по цвету.
- Посели всех в дома, подходящие по форме.
- Иди по узкой дороге до большого кубика, поверни направо, иди до зелёного круга, ищи клад в самой высокой коробке. Старшим детям интересно найти сначала план, а уже по чертежу искать клад. Дети с удовольствием сами дают инструкции взрослым, играйте вместе – это развивает речь детей, наблюдательность, мышление.
памяти: перед ребёнком раскладывают 3-6 вариантов картинок, букв, цифр, геометрических фигур и т.п., когда малыш закрывает глаза, одну – прячут, либо меняют местами. Для развития зрительного восприятия очень полезны занятия живописью: через цветовое восприятие, через рисунок малыш учится выражать свои эмоции, помогает нам взрослым увидеть мир его глазами, а значит понять его. Всем известно, что цвет помогает корректировать эмоции, вызывает совершенно определённые ассоциации. Обязательно учитывайте это при выборе игрушек, одежды, интерьера. Окружающий мир богат многообразием звуков. Именно с помощью звука малыш известил нас о своём рождении. Тренировкой слухового восприятия также уместно заниматься с самого рождения. Первый звуковой инструмент, который чаще слышит новорожденный – это голос мамы. Более того, специалисты медики давно убедили нас в том, что ребёнок реагирует на звуки, ещё не появившись на свет. Следите за интонацией, разумно регулируйте громкость своего голоса. Слушайте вместе с детьми приятную музыку, читайте книги вслух. Предоставьте ребёнку возможность познакомиться не только со звуками города, но и со звуками живой природы. Приятные звуки помогают снять усталость, состояние депрессии, стресса. Дети не меньше взрослых подвержены этим неприятным подаркам современной жизни. Игры на развитие слухового восприятия развивают внимание, память, слух, способствуют развитию речи, являются важным этапом в овладении навыка чтения и грамотного письма.
(можно воспользоваться магнитофоном с короткими записями музыкальных отрывков)
Чувства обоняния также имеет значение для малыша с самого рождения. Для детей, обладающих хорошим обонянием, запахи являются полезным информационным носителем: блинчики, котлетки, жареный картофель, малиновый кисель сами, без голоса мамы, позовут на кухню. Еловый запах подскажет, что папа уже купил ёлку. Мандариновый запах позовёт под ёлку – пора поискать там подарки. О том, что любимая крёстная пришла в гости, подскажет тонкий аромат её духов в прихожей. Обязательно нужно познакомить малыша с опасными запахами: уксус, ацетон, природный газ и т.п. Ребёнок должен знать, что подобные запахи – сигнал об опасности для его здоровья и жизни. Игры, развивающие чувство обоняния, способствуют развитию памяти, внимания, воображения.
Некоторые запахи вызывают аллергические реакции, учитывайте это при подборе игр. Вкусовые ощущения мы тренируем каждые день. Играть, зная различные вкусы, не менее интересно и полезно.
Такие игры развивают память, внимание, речь. Тренируя чувства ребёнка, мы помогаем ему полнее и острее воспринимать окружающий мир, развиваем интерес к познанию. Зная особенности восприятия нашим ребёнком цвета, звуков, запахов, вкусовые пристрастия, мы всегда сможем создать для него комфортную, приятную обстановку, в нужный момент поможем настроиться на деловой лад, справиться с негативными эмоциями. | |